В настоящее время ИТ-аутсорсинг является самым крупным и быстрорастущим сегментом мирового рынка ИТ-услуг. Согласно прогнозу Gartner, в 2008 году на долю ИТ-аутсорсинга должно прийтись 42% всех мировых затрат на ИТ-услуги.
По данным CNews Analytics, в общеотраслевой структуре расходов на ИТ-услуги наибольшую долю сегодня занимает финансовый сектор (17,5%), госструктуры (11,3%) и добывающая промышленность – 9,2%. Оценивая текущую ситуацию с точки зрения востребованности аутсорсинга, можно отметить, что в вопросах выбора между привлечением внешних подрядчиков и использованием внутренних ИТ-ресурсов заказчики сегодня не придерживаются раз и навсегда утвержденной позиции. Организации пытаются экспериментировать и менять свои приоритеты в разные периоды развития бизнеса: в одни предпочтение отдается ИТ-аутсорсингу, в другие – укреплению внутренних ИТ-служб. Кроме того, ситуация на предприятиях может отличаться в зависимости от того, по какому из направлений создан больший задел. Например, при хорошо развитой внутренней ИТ-службе приоритеты могут быть направлены в сторону аутсорсинга. И наоборот: полезный внешний эффект от работы на предприятии команды приглашенных ИТ-консультантов может способствовать совершенствованию собственных ИТ-отделов".
По прогнозам CNews Analytics, можно ожидать развития событий по двум возможным сценариям. Сценарий спада предусматривает обвальное падение спроса на услуги интеграторов: у заказчиков средств будет хватать лишь на небольшие разовые внедрения, а планируемые до кризиса ИТ-проекты будут заморожены. Альтернативный сценарий – сохранение роста рынка ИТ-услуг - возможен в случае, если наиболее крупные компании решат довести до конца начатые в 2008 году проекты и продолжат их финансирование. Однако сам рост в этом случае будет весьма незначительным: "периферийная" часть экономики, вероятно, прекратит финансирования ИТ-проектов, а крупные предприятия даже при сохранении договорных обязательств будут пересматривать структуру затрат. В то же время можно предположить, что в результате кризиса произойдет изменение структуры ИТ-затрат в пользу поддержки уже внедренных решений и созданной инфраструктуры. Вероятно снижение стоимости услуг, поскольку сокращение зарплат ИТ-специалистов продолжится. Заказчики будут искать возможность уменьшения издержек и оптимизации расходов.
Сегодняшняя ситуация в этом секторе может привести к появлению новых видов сервисов и форматов их предоставления. В текущих экономических условиях рынок ИТ неизбежно поменяет свой облик за счет технологий виртуализации. В Gartner отмечают, что уже сегодня насчитывается 14 альтернативных моделей предоставления сервисов. По оценке аналитиков, к 2012 году около четверти всех ИТ-услуг будут предоставляться по нетрадиционной модели.
Уже давно развенчаны многие страхи про ИТ-аутсорсинг, ранее вызывавшие недоверие заказчиков. Например, опасения по поводу проблем с безопасностью информации, передаваемой сторонним подрядчикам, сегодня не имеют под собой оснований. Заказчики сегодня диктуют правила игры, зачастую устраивая аутсорсеру аудит с точки зрения информационной безопасности. Другой пример - зависимость от внешнего подрядчика – тоже не имеет сегодня под собой реальных оснований. Своя ИТ-служба часто оказывается менее управляемая, чем аутсорсер. Да и поменять аутсорсера легче, чем набрать новых ИТ специалистов. Кризис уже поспособствовал тому, что ИТ-директора предприятий начали сокращать собственные службы сопровождения.
На этом фоне компаниям необходимо провести ревизию бизнес-процессов и посмотреть, какие из них есть смысл передать сторонним подрядчикам.
|